В районной библиотеке подготовили обзор деревенской прозы

28.09.2020
В районной библиотеке подготовили обзор, посвящённый писателям, которые стояли у истоков деревенской прозы. Вниманию читателей представлены 3 автора, внесших наибольший вклад в литературу о сельской жизни. 
 
Деревенская проза – это самое значительное и масштабное явление литературы второй половины XX в. Создававшие ее писатели одними из  первых начали говорить о несправедливости, которая творилась в деревне того времени, они сравнивали город и деревню, поднимали проблемы личностного роста в деревне, социальной и личной ответственности её жителя. В их поле зрения попадают  проблемы общественные, производственные, частные, личные, этнографические, культурно-исторические и психологические. Это отрыв от корней, утрата древней традиции и, самое главное, утрата опыта предшествующих поколений в глазах нынешней деревенской молодежи. 
 
Социальные корни деревенской прозы следует искать в  том, что в аграрной стране, каковой являлась Россия в начале XX  в., именно крестьянство стало классом, на долю которого выпали самые тяжелые  испытания. Однако этим не исчерпывается вся совокупность проблематики деревенской прозы. Это литературное направление сконцентрировало в себе величайшее усилие народной памяти, создав  образ навсегда ушедшей русской деревни, идеализировав его, воплотив в нем выработанный столетиями существования русской цивилизации идеал, так, возможно, и не сбывшийся.   
 
«Это была проза  о  России, о  русском человеке, его  исторических и нравственных  корнях, а также о  тех испытаниях, которые выпали на его долю в ХХ веке», - говорит Татьяна Козлова, библиограф ЦБС. 
 
Абрамов Федор – писатель, публицист и литературовед.  Яркий  представитель советской деревенской прозы, получившей широкое распространение в 60-х – 80-х годах 20 века. 
 
Творческий  дебют  Абрамова состоялся в 1958 году.  На свет появился его  первый серьезный  роман  –  «Братья  и сестры».  Это было начало будущего литературного цикла «Пряслины», который продолжили романы «Две зимы и три лета» и «Пути-перепутья». За эту трилогию Абрамов получил премию СССР. Позже он дополнит трилогию романом «Дом». Федор Абрамов посвятил сельской жизни много произведений: «Пелагея», «Безотцовщина», «Деревянные кони». Большое  количество  произведений  Абрамова  тяжело проходили цензуру и редко шли в многотиражную печать, потому что показывали всю правду о деревенской жизни.  
 
Он был мастер остросоциальной  прозы, оставаясь при этом бытописателем в лучшем смысле этого слова. В произведениях  Абрамова, как и в произведениях других писателей деревенской прозы  остро поставлен вопрос о раскрестьянивании, об уходе людей из  деревни  в  город,  о  судьбе человека, вынужденного покинуть деревню,  но так и не нашедшего  своего  места  в  городе.  Абрамов заговорил об  исходе крестьянской цивилизации, о том, что деревня является  «материнским  лоном»,  где зарождался и складывался национальный характер.   
 
По  своей  тематике  произведения  Абрамова близки произведениям других авторов деревенской прозы. Им близка культура  классической  русской  прозы,  они  восстанавливают традиции  сказовой  речи,  плотно  примыкающей  к  характеру персонажа – человека из народа. 
 
Астафьев  Виктор –  советский  писатель, прозаик,  эссеист.  Лауреат государственных премий СССР и РФ. Астафьева  с полным правом называют мастером  слова.
 
Астафьев стоит рядом с теми, кто пишет «малую прозу», как правило, с думами о жизни, с добротой к человеку, к красоте его. Кто дорожит образным языком, сыновним трепетным отношением к родной природе, всегдашней и неизменной вдохновительнице и героине русских новеллистов.   
 
Впервые рассказ Астафьева был  напечатан в 1951  году («Гражданский  человек»).  В 1953  году была опубликована книга Астафьева «До будущей весны». Астафьев написал множество произведений:  романы «До будущей  весны», «Тают  снега», «Прокляты и убиты» (роман былудостоен премии РФ в области литературы и искусства); повести: «Стародуб», «Слякотная осень», «Так хочется жить», «Из  тихого света», «Веселый солдат», «Васюткино озеро», «Царь-рыба».
 
В сборник «Последний поклон» вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей.  
  
 Белов Василий - ещё один из корифеев деревенской прозы. Признанием  заслуг стало присуждение ему Государственной премии СССР 1981 года, а также Государственной премии России в области  литературы и искусства 2003 года, а также ряда других премий. 
 
Все, что выходит из-под пера Василия Белова, говорит о его кровной заинтересованности в судьбах и проблемах села. Он озабочен и состоянием медицинской помощи в деревне, и сельским жилищным строительством, но самое главное для него – преодоление противоположности между городом и деревней, воспитание той любви к земле и земледелию, без которой не может больше существовать сельское хозяйство, да и вся экономика. Красной нитью через все творчество писателя — от его первых стихов  до  последней  повести — проходит тема «отходничества». Раньше уходили из деревни на заработки, на войну, теперь резко возросла тяга в город, на постоянное  жительство. Из рассказов и повестей Белова читатель узнаёт, к каким последствиям это приводит прежде всего тех, кто остаётся  верным земледельческому труду.  
 
Вначале были опубликованы первые стихи начинающего писателя  –  «На страже Родины».  Первой книгой писателя стал сборник стихов «Деревенька моя лесная»  (1961). Тогда же была опубликована повесть «Деревня Бердяйка». В 1966 году публикация повести «Привычное дело» поставила имя  Белова в первый ряд авторов деревенской прозы. В 1968 году вышли в свет «Плотницкие рассказы», в 1976 году – роман «Кануны», в 1981 – «Лад. Очерки о народной эстетике», в 1989 – «Год великого перелома». Последняя  книга  Василия  Белова – «Повседневная жизнь русского севера» была издана в 2000 году. За годы творчества Василий Белов издал более 130  книг, из них 48 за рубежом.  
 
Книги этих авторов вы можете найти в районной библиотеке

дата создания: 28.09.2020 10:36, дата последнего изменения: 28.09.2020 10:46